Московские бродилки. Часть первая,робкая и короткая.
|
|
Я так давно ничего не писала и не показывала на сайте, так соскучилась по Туристеру и его славным жителям, что не передать ни словами ни буквами. Водоворот новой московской и подмосковной жизни ,затянул меня в свою воронку со страшной силой и мне едва удалось вырваться на короткую прогулку с Сергеем Васильцом,
которому я очень за это благодарна.
Не смотря на противные погодные условия ,мы успешно погуляли и Сергей показал мне не большие, но весьма ,для туриста, любопытные московские уголочки истории и архитектуры.
Наша встреча состоялась на Павелецком вокзале, от которого мы улочками прошли к Шлюзовой набережной
(расположена в районе Замоскворечья, ранее называлась «Кожевническая» набережная),
далее пробежали до Космодамианской набережной
и поснимали оттуда здания международного Дома музыки
и одного из самых высоких отелей Москвы «Swissotel Красные Холмы».
Поднялись на Большой Краснохолмский мост, прошли по нему через Москва –река ,полюбовались издалека на здание на Котельнической набережной.
В свою следующую прогулку я построю маршрут именно от этого дома. Кстати, это здание-жилой дом, высотой в 176 метров, является третьей по высоте сталинской высоткой (после МГУ и гостиницы «Украина» ). В тридцатых годах прошлого столетия площадку для строительства этого дома выбирал Лаврентий Берия, он же и курировал строительство. Строили этот дом, разумеется, пленные, которые проживали недалеко, в «Лагпункте», концлагере на Таганке. Ну, а списки жильцов утверждал сам товарищ Сталин. Поэтому большая часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными работниками высшего эшелона, известными учёными, артистами и писателями.
Пройдя по мосту ,мы отправились на Таганку,на которой стоят два красочных храма.
Один из них-это Приход Храма Святителя Николая на Болвановке.
Короткая информация ,которую я нашла на просторах мировой паутины: В 1697 на высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (сейчас Радищевская) началось строительство этой Церкви на Болвановке.
Болвановские улицы именовались по слободе мастеров, живших здесь и изготовлявших болванки для головных уборов. Строительство осуществлялось по «благословению святейшего Патриарха и по прошению приходских людей» . Деревянная церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.
Разумеется, на протяжении веков лицо храма неоднократно менялось, с учётом хода исторических событий, в революционные годы храм, как и многие другие, был передан другим, не церковным организациям. И лишь в 1990 году храм вновь стал храмом и действующим по своему прямому назначению – служить верующим дюдям.
Буквально в паре минутах ходьбы от Храма Святителя Николая находится ещё один известный храм –Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах была построена в 1654 году на Таганском холме, за Яузой, в слободе гончаров, на месте каменного однопрестольного храма.
Полюбовавшись изумительной работой зодчих, построивших эту церковь ,
по улице Большие Каменщики в сторону Крутицкого подворья.
По пути следования нам встретились ещё пара объектов христианства.
Первый из них-это церковь Сорока Севастийских мучеников,
которя является единственным в Москве храмом,освящённым во имя этого провославного праздника.Храм находится прямо напротив Новоспасского монастыря,
на углу Крестьянской площади и Динамовской улицы, которая прежде по этой церкви красиво называлась Сорокосвятской.
После революции улицу переименовали в честь постройки там домов для рабочих завода "Динамо". Фактически церковь стоит на улице Большие Каменщики, обязанной своим рождением, видимо, как и сама церковь, Новоспасскому монастырю. В 1640 году царь Михаил Федорович поселил здесь, за Таганскими воротами, дворцовых каменщиков, для постройки новых каменных стен монастыря и его главного Спасо-Преображенского собора. После завершения работ мастера остались жить в Таганской слободе, и их поселение дало название двум прилегающим к монастырю улицам - Большие и Малые Каменщики.
Тогда же, в 1645 году против монастырских ворот была поставлена ныне существующая Сорокосвятская церковь.
Разумеется, кажется необычным существование обычной приходской и очень маленькой церкви вплотную с громадным и знаменитым монастырем.
Святые Сорок Мучеников Севастийских почитаются покровителями воинов. Их подвиг совершился в IV веке н. э., когда христианство уже было признано в Риме государственной религией.
Версия дореволюционного историка Москвы Кондратьева напрямую связывает само появление Сорокосвятского храма с Новоспасским монастырем.
Этот грандиозный монастырь, существовавший под особым царским покровительством, числился дворцовым еще со времен Ивана Калиты. В нем погребали знатных бояр и особенно Романовых - там была их родовая усыпальница.
Когда же Романовы пришли к власти, то значение монастыря возросло.
Уже сам царь Михаил Федорович вместе с матерью, инокиней Марфой, повелел в 1640 году выстроить новые стены и новый, ныне существующий, каменный Спас-Преображенский собор, оконченный к 1645 году.
Тогда же и была выстроена нынешняя Сорокосвятская церковь - как приходская для простых горожан, обслуживавших нужды монастыря. По древнему обычаю столь крупный и значительный монастырь получал право иметь работников, служек, исполнявших мелкие работы - печников, плотников, сапожников, портных. Со временем они получили звание штатных. Для них и было устроено близ монастыря слободское поселение с собственной приходской церковью - Сорокосвятской, с приделами во имя Святых Апостолов Петра и Павла и св. Николая Чудотворца. Судьба Сорокосвятской церкви тесно переплетена с Новоспасской обителью, с его историей.
События в жизни древнего московского монастыря происходили на глазах этого скромного маленького храма.
А монастырь, по преданию, был основан самим князем Юрием Долгоруким, только первоначально в Замоскворечье, близ того места, где сейчас стоит Даниловский монастырь. Иван Калита перенес его в Кремль, к знаменитой церкви Спаса на Бору, и Спасский монастырь тогда и был назначен Великокняжеским дворцовым. А в 1490 году великий князь Иван III повелел перенести кремлевский Спасский монастырь на его нынешнее место, Крутицкий холм на берегу Москвы-реки, отчего он и стал называться Спас Новый или Новоспасским.
И тогда были отстроены его первые деревянные стены и главный собор. Именно здесь, у стен Новоспасского монастыря в 1612 году князь Пожарский с дружиной целовали крест о спасении Москвы и о том, чтобы положить за нее и за Отечество головы свои...
После революции Новоспасский монастырь закрыли и превратили в концлагерь. В сентябре 1918 года, совет народных депутатов приказал монахам покинуть обитель, и здесь разместился филиал печально знаменитой Таганской тюрьмы. Первым узником нового лагеря стал настоятель монастыря епископ Серафим. В одной из церквей совершались смертные казни, а трупы расстрелянных хоронили прямо у монастырских стен.
И Сорокосвятскую церковь тоже постигла нелегкая участь, не смотря на то, что здание бывшего храма и поставили на государственную охрану, его внешний вид обезобразили различными перестройками и пристройками.
Однако в 1990 году было принято решение Исполкома Моссовета о возвращении его верующим. В том же 1990 году был возвращен Православной Церкви и Новоспасский монастырь...
Ныне действующий Сорокосвятский храм и сейчас лежит на пути к вновь открытому монастырю, к его воротам.
Побродив по территории храма,
мы отправились ещё к одному очень интересному месту,Крутицкому подворью.
"По долинам и по взгорьям,
Через стихший Новоспасский,
До Крутицкого подворья
Мы спешим навстречу сказке."
(Сергей Лопатников)
Об этом месте очень подробно рассказал Сергей в своём репортаже, мне остаётся лишь показать сделанные мной фотографии и добавить пару слов от себя.
Крутицкое Патриаршье Подворье- призрак. Давно разрушенный монастырь давным-давно исчезнувшего государства.
Подворье есть, а страны, которую оно представляет, нет уже сотни и сотни лет.
Вот в этом домике живёт настоятель Крутицкого подворья протоиерей Сергей Шастин,а наш Василец настраивает камеру для детального обстрела,
к примеру , Успенский собор - главный храм подворья.
А это галерея, которая по-другому называется "арочные переходы".
Мы с Сергеем очень хотели забраться на них и побродить там, но не получилось - они всегда закрыты.
Изразцовый теремок", словно вышедший из сказки. Это уникальное архитектурное сооружение, построенное в 1693-1694 годах, в настоящее время охраняется ЮНЕСКО.
Об этом Подворье я много читала в среде проф.фотографов, которые рекомендуют это место для фотосессий.
Посетив это историческое место, увидев воочию древнюю частичку Москвы, я категорически не согласна с моими коллегами по ремеслу и мой совет- оставить религиозные памятники верующим людям, историкам и туристам.
Не гоже святые места осквернять бальными платьями или свадебными марафонами с камерой в руках. Я очень надеюсь на то, что мои прогулки продолжатся и серия «Московских бродилок» пополнится. Кто со мной?
В день нашей прогулки народ во всю гулял Масленницу,
но так не обязательно же праздник ждать?