Турист Елена Шишкова (milochka)
Елена Шишкова — была 3 ноября 2023 17:23
будни,будни,будни...

Романовы в Ташкенте.

9 13

По одной из центральных улиц – проспекту Шарафа Рашидова находится объект нашего сегодняшнего внимания. 

Романовы в Ташкенте.

 

Сегодня он любовно отреставрирован, обнесен железной оградой и находится под охраной милиции. Что же здесь было ранее?

Романовы в Ташкенте.

 

В 1877 г. в Ташкент приезжает один из ближайших родственников Александра II – Николай Константинович Романов.  Прибыл он в наш город не как турист, а был СОСЛАН за кражу крупного бриллианта из иконы, принадлежавшей его матери. Камень он подарил своей любовнице – Фанни Лир. Дело получило огласку, и великий князь был отправлен в Оренбург, а затем и в Ташкент.

 

Романовы в Ташкенте.

 В Оренбурге он женился на дочери казачьего офицера Надежде Александровне Дрейер. Этот брак также был поставлен ему в вину: женщина была не царской крови, что не давало их детям императорских прав престолонаследия.

 Несмотря на то, что он относился к императорскому сословию, к местным жителям, к  истории нашего края, к местным  обычаям и традициям  его отношение было замечательным.

 Будучи в Оренбурге, а затем, прибыв в Ташкент, Николай Константинович занимался вопросами судоходства по рекам Средней Азии, железных дорог и гидрологии рек. По всем этим вопросам им и на его деньги были изданы брошюры, правда, без упоминания имени великого князя.

Реализуя свои желания, князь заложил селение «Искандер» недалеко от Газалкента. Через село проходил вновь построенный «Искандер - арык», сооруженный на средства князя. Здесь же были произведены и археологические раскопки одного из древних могильников, результаты которых привлекли внимание многих ученых того времени.

 Испытывая огромное желание оросить хотя бы часть Голодной степи, Н.К. Романов начинает вывод воды из Сырдарьи по новому каналу, получившему имя Николая I. Вдоль нового оросительного сооружения по его приказу были заложены семь жилых поселков для высланных с Урала казаков.

Судьба вновь свела князя с казаками. Вторым, неофициальным браком, он «женился» на Дарье Алексеевне Часовитиной. Она подарила мужу двух сыновей и дочь, а от первой жены у князя было два сына. Судьбы всех пятерых сложились по-разному.

Сам князь был чрезвычайно популярен среди местного населения. Дело в том, что работы по орошению земель в наших краях всегда ценились высоко. К тому же каналы строились не по принуждению начальства, а с применением хорошей оплаты труда работников всех национальностей.

Желая поддержать на высоте мнение жителей Ташкента о себе, князь выкупает у купца Пунышева участок земли между улицами Романовского (Буюк Турон) и Самаркандской (часть проспекта Ш.Рашидова).

Здесь решено было возвести необычное для наших мест здание – дворец в виде «охотничьего замка» в лесу. Главным архитектором стал чиновник для особых поручений по строительству Вильгельм Соломонович Гейнцельман.

Дворец в плане напоминает распластанного двуглавого орла. Над крыльцом главного входа были установлены металлические фигуры двух охотничьих собак, а у двух других подъездов  - скульптуры оленей в полную величину. Эта композиция напоминала об охотничьих пристрастиях князя.

Романовы в Ташкенте.

В одном из флигелей был своего рода зверинец, населенный дикими животными, водившимися в то время в наших краях. В воскресные и праздничные дни клетки с животными были доступны для осмотра всеми желающими.

   Это же «высокопоставленное» лицо в целях привлечения популярности среди военных отстроило по обе стороны Татарской улицы (Туроба Тулы), справа от арыка Бурджар «княжескую солдатскую слободу». В небольших домиках селились солдаты, отслужившие свой срок в армии и не желавшие возвращаться в Россию.

 Не чурался этот человек и коммерческой выгоды. Он усиленно скупал дома, зачастую оформляя их на свою вторую жену и тут же сдавая   их  в аренду.

 Основал хлебопекарню по выпуску выборгских калачей и кренделей, построил рядом с дворцом на углу Соборной (Сайилгох) и Романовского (Буюк Турон) кинотеатр «Хива». Причем при закрытии хлебопекарни по причине антисанитарных условий она тут же возобновила свою работу буквально напротив старого помещения -  в срочно снятом для этих целей частном доме. Как в тот момент хвастал князь, «она возродилась, как феникс из пепла».

На территории городского сада возвел кинотеатр «Летняя Хива». Первый из них просуществовал с двумя пожарами до 1966 года, а второй – и вовсе до 1995 года. Все эти предприятия приносили немалый доход ссыльнопоселенцу императорских кровей.

 Характер у князя был весьма необузданный. Его выходки подчас выходили за пределы разумного. Одного из врачей, пытавшегося ухаживать за  первой женой князя, закопали в степи по шею в землю, и выкопали лишь утром – сошедшего с ума. 

Тогда же, после сооружения «Летней Хивы», располагавшейся за забором городского сада (новый хокимият Ташкента), князь неоднократно приказывал ломать замок на калитке упомянутого сада. Ее закрывали по распоряжению городского головы Николая Гурьевича Маллицкого, так как доступ в сад был платным. В этом «сражении» князь удержал убедительную «победу», но потерпел поражение при попытке выставить счет городской думе за замощение улицы Самаркандской. Городская дума в срочном порядке отправила на дом к Николаю Константиновичу  делегацию с благодарственным письмом. После этого вопрос об уплате денег уже не стоял.

 В то же время Н.К.Романов на свои деньги собрал много картин, разместив их во дворце, и впоследствии завещал собрание городу. Ныне многие из этих экспонатов находятся в Государственном Музее Искусств Узбекистана. Около пяти тысяч книг были подарены им публичной библиотеке, носящей сегодня имя Мир Алишера Низаметдина Ал – Навои.

 Вы можете сказать, что все вышеописанные негативные действия сходили князю с рук из-за принадлежности его к императорской семье. Но это не так. Траты его были ограничены, хоть он и получал от казны 250 тысяч рублей в год. Сумма поистине астрономическая для того времени. Куда он тратил деньги, мы уже знаем. К тому же князь все годы жизни в Ташкенте находился под надзором полиции, и все его выходки привели, в конце концов, к принудительной «поездке» в Читу, где он заболел. Поправившись в Крыму на даче «Ливадия», Николай Константинович вернулся в Ташкент, где и прожил до своей кончины в доме Д.Е.Часовитиной по Шелковичному переулку за крепостью.

 Умер Н.К.Романов в 1918 г. и был похоронен у Спасо-Преображенского собора, на месте которого ныне находится Музей истории Узбекистана.

Автор статьи  Станислав Балашкин, источник тут.

2880 – карма
Позиция в рейтинге – 118
Комментарии