Турист Елена Шишкова (milochka)
Елена Шишкова — была 3 ноября 2023 17:23
будни,будни,будни...
Фотоальбом

Царицыно.

NIKON D3100
11 11
Москва — Россия Июнь 2012
Павильон
Павильон "Миловида"
Светомузыкальный фонтан
Светомузыкальный фонтан
Летом 1775 года на Среднем Царицынском пруду для Екатерины Второй устраивались праздничные фейерверки с пушечной пальбой. Царица любовалась ими с высоты холма, где Баженов построил потом Третий Кавалерский корпус. При реконструкции пруда в 2006 – 2007 гг. внутри исторического острова-подковы был устроен светодинамический фонтан с музыкальным сопровождением. В дневные часы он превращает Средний пруд в феерический водный праздник. Прозрачные струи в лучах солнца рассыпаются бриллиантами и образуют на мгновение эффектные образы в духе хрустальных люстр XVIII века. Вечером же, в лучах цветных прожекторов, фонтан обретает поистине сказочный вид. Диаметр этого крупнейшего в Москве светодинамического фонтана – 55 метров, объем чаши 3 100 кубических метров, площадь зеркала воды - 2 462 квадратных метра. Каждая из его 807 струй может подниматься на высоту до 15 метров с переменной силой, синхронно звучащим мелодиям. Подсветку осуществляют при помощи 3 312 подводных светильников. Она изменяется плавно или прерывисто - в соответствии с музыкальным сопровождением. Независимые линии управления световым и струйным дизайном на мультиплексной шине позволяют создавать практически неограниченное число художественных композиций. Работа фонтана обеспечивается 73 подводными насосами, а акустическая система устроена так, что музыку слышно практически с любого берега пруда. Таким образом, традиционные «театры» Царицына – архитектурный и ландшафтный – украсились еще одним ярким зрелищем. На зиму для защиты конструкций фонтан покрывают бескаркасным куполом из тентового материала. Диаметр купола 56 метров, высота - 13. Давление внутри составляет 1, 3 атмосферы и поддерживается двумя насосами, каждый мощностью 10 кВт.
Третий Кавалерский корпус
Третий Кавалерский корпус
По краю Большого оврага В. И. Баженов построил три сравнительно небольших, но импозантных здания. С 1920-х годов они именуются «кавалерскими корпусами», хотя сам зодчий называл их «домиками» и отводил для разных дворцовых нужд. Рядом с «Березовой перспективой» и мостом через Большой овраг располагается так называемый Третий Кавалерский корпус. Он строился в 1776 – 1779 годах и выглядит менее «дворцово», чем, например, Малый дворец. Но назначение его таинственно. В чертежи только этой постройки Екатерина Вторая вносила собственноручные правки, а значит, придавала ей какое-то особое значение. Не исключено, что царица применила бы ее для собственных надобностей. В этом здании могла бы разместиться, например, «мыльня» (баня) для самой императрицы, а негласно и для Г. А. Потемкина. Оба они любили банные ритуалы, а продолжительное общение в «мыльнях», по историческим свидетельствам, способствовало началу их любовного романа в 1774 году. Памятливая и хитроумная Екатерина могла потом надеяться, что сооружение роскошной «мыльни» в Царицыне поможет укреплению ее тайного союза с «другом сердешным»… Внутри Третий Кавалерский корпус кажется состоящим из двух автономных частей. Первая – зал-ротонда с нарядной башней бельведером и входом со стороны Фигурного моста. Вторую часть образуют анфилады из двух пар овальных прямоугольных комнат со входом со стороны прудов. Если здание действительно отводилось Екатериной под «мыльню», то зал-ротонда служил бы, наверное, ванным помещением, а башня-бельведер выполняла бы водовзводные и осветительные функции. Анфиладные «распашонки» стали бы рекреационными комнатами соответственно для императрицы и Потемкина. Но так ли задумывалось в XVIII веке? Истинные намерения Екатерины и соображения В. И. Баженова остаются неизвестными. Каждый эрудированный в истории посетитель музея-заповедника «Царицыно» волен предлагать собственные версии… В течение XIX в. здание неоднократно меняло своё название в соответствии с использованием его поочерёдно как трактира, гостиницы, дачи И. Ю. Давидова. В 1927-1937 в нём был размещён Царицынский историко- художественный и краеведческий музей, затем кинотеатр и Дом культуры. Все изменения, связанные с приспособлениями здания, стали причиной искажений в планировке и утраты внешнего вида. В частности, не сохранились венчавшая его башня и опорные столбы. К 1970-м гг. павильон получил наименование «корпус с круглым залом». В 1999-2003 годах Третий Кавалерский корпус был реконструирован. В подкрышном пространстве зала-ротонды был устроен второй этаж, куда ведут узенькие лестницы. Там образовался новый зал с верхним светом
Большой мост через овраг.
Большой мост через овраг.
Мост через Большой овраг возводился В.И. Баженовым в 1784 – 1785 годах. Он должен был связать дворцовую часть императорской резиденции с конюшнями, которые зодчий намеревался строить за оврагом. Баженов не успел полностью завершить это свое сооружение. Парапет с декоративными столбиками доделали только в 1808 году. Из сохранившихся образцов русского мостового строительства XVIII века мост через Большой овраг в Царицыне - самый выдающийся и по величине, и по художественным достоинствам. Он излучает поистине царское величие. «Акедюк имеет вид огромный и великолепный и достоин памяти потомству Вашего Величества», - докладывал в 1784 году Екатерине Второй московский генерал-губернатор граф А.Я. Брюс. Это монументальное сооружение сопоставимо с лучшими из подобных творений мировой архитектуры. Вспоминаются знаменитые водопроводы (акведуки) Древнего Рима, мосты средневековых западноевропейских замков и итальянских городов эпохи Возрождения. Центральная часть стен Большого моста с тремя большими стрельчатыми арками, пучками полуокон и ажурными проемами-розеттами напоминает даже фасады старинных католических соборов. Баженовская архитектура увлекает ассоциациями…
Большой мост через овраг.
Большой мост через овраг.
Фигурный мост.
Фигурный мост.
Фигурный мост выглядит мощным оборонительным сооружением на границе какого-то средневекового западноевропейского города или рыцарского замка. Вполне вписался бы он и в крепостные стены знаменитых древнерусских кремлей. Разнообразные по формам проемы на его стенах кажутся грозными бойницами. Для полного сходства с неприступным бастионом не хватает разве что увесистых двустворчатых ворот да суровых стражников у калитки. Для караульных постов, возможно и предназначены две таинственные ниши-комнатки по бокам широкой проездной арки моста. Название «Фигурный мост» принадлежит самому В.И. Баженову и указывает на изощренный декор этого сооружения из красного кирпича и белого камня. По верху мост выглядит нарядной галереей, входы в которую торжественно оформляют парные полубашни с нишами. Трудно даже перечислить все оригинальные украшения Фигурного моста. Тут и зубцы «ласточкин хвост» (как на стенах Московского Кремля), и разные колонки, и пирамидки – обелиски, и множество прочих резных «фигур». Кажется, что зодчий применил все богатство геометрических форм линий! Воинственно – брутальные детали сочетаются с прихотливыми композициями, очаровывающими своей по – девичьи жеманной манерностью… Среди русских зодчих XVIII века Баженов не имел себе равных по изобретательности и виртуозности в соединении разнообразных пластических элементов. Массивная крепостная конструкция и пышный наряд Фигурного моста создают вместе необыкновенно увлекательный архитектурный образ. Достаточно уже одной этой постройки, чтобы отнести дворцовый ансамбль Баженова в Царицыне к шедеврам русского зодчества XVIII века.
Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный источник
Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный источник
По правую руку от Фигурного моста и «Березовой перспективы» притягивает взоры храм Иконы Божией Матери Живоносный Источник. Это, в своей основе, старейшая из построек царицынского ансамбля. Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, но зато каменной постройкой. Его сын князь М.Д. Кантемир возвел в 1759-1765 годах ныне существующее здание, северный придел которого посвятил (в память отца) святому великомученику Дмитрию Солунскому. В 1883-1885 годах была расширена трапезная церкви, сооружен южный придел в честь Иконы Казанской Божией Матери и на один ярус возвышена колокольня. Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия и в целом довольно заурядна. Странно даже, почему Екатерина Вторая вместе с Потемкиным не вознамерилась строить новый, более представительный храм в том же «готическом вкусе», что и весь дворцовый ансамбль. Но зато эта скромная церковь служит теперь памятником кантемировской эпохи в истории Царицына. Среди храмов России царицынская церковь выделяется своим довольно редким посвящением Иконе Божией Матери Живоносный Источник. Этот древний образ почитается за многие чудотворства, в том числе и содействие чаяниям женщин зачать ребенка. Иконой Божией Матери Живоносный Источник особо вдохновлялась, видимо, царевна Софья, сестра царя Петра Первого, в пору ее увлечения в 1680-х годах князем В.В. Голицыным. Рождение сына, помимо прочего, могло помочь ей в жестокой борьбе за царский престол. В честь именно этой иконы Софья строила камены храм на Воробьевых горах, а ее фаворит В.В. Голицын – деревянную церковь в своей усадьбе Черная Грязь (будущем Царицыне). На появление потомства, очевидно, надеялся и бездетный князь М.Д. Кантемир, когда затевал в 1760-х годах строительство ныне существующего здания храма… В 1930-х годах царицынская церковь была закрыта и приспосабливалась потом под разные нужды. В 1990 году началась ее реставрация, а 6 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй торжественно освятил возрожденный храм для новых богослужений.
Фигурный мост.
Фигурный мост.
Фигурные (виноградные) ворота.
Фигурные (виноградные) ворота.
Аллею «Березовая перспектива» за Средним дворцом (Оперным домом) завершают Фигурные ворота. Они построены В.И. Баженовым в 1777- 1778 годах и отмечают условную границу между дворцовой и парковой частями царицынского ансамбля. Название сооружения, как и в случае с Фигурным мостом, связано с его затейливыми формами и декором. С давних времен Фигурные ворота называют еще «Виноградными» из-за изысканного белокаменного узора внутри стрельчатой арки, слегка похожего по очертаниям на виноградную гроздь. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров – ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов. Фигурные ворота истинный символ творчества Баженова, считавшего архитектуру высоким искусством, а не просто строительным ремеслом ради житейских нужд. Подобно Фигурному мосту, это сооружение напоминает триумфальную арку. С первого взгляда ясно, что оно предназначалось прежде всего для любований своей красотой на фоне парковых кущ и соседских дворцовых зданий. Это , без преувеличения, вдохновенный лирический стих из красного кирпича и белого камня! Вместе со Средним дворцом (Оперным домом) Фигурные ворота составляют словно бы музыкальный «дуэт», а с Малым дворцом даже «трио». На разные «голоса», но в полифонической гармонии все эти великолепные строения «поют» общую тему «нежной готики» (как сам Баженов называл свой оригинальный стиль). Подобные визуальные ансамбли легко обнаружить и во всех других частях царицынского дворцового комплекса. Везде можно видеть, как одно сооружение зрелищно «накладывается» на другое и как они словно бы «разговаривают» друг с другом, а если безмолвствуют, то опять же вместе и глубоким общим смыслом. Не случайно царицынский ансамбль Баженова называют «театром архитектуры». В нем угадывается и общая философская драматургия, и режиссерские мизансцены, и даже маскарадные розыгрыши самих «артистов» - зданий. Одно «действие» контрастно сменяет другое, и в каждом - своя особая интрига. Баженов, похоже, был великим «режиссером от архитектуры». Жаль, что его многоактный «спектакль» в Царицыне лишился «главных действующих лиц» - трех царских дворцов, снесенных в 1786 году по воле Екатерины Второй, а также ряда ближних к ним сооружений
Павильон
Павильон "Миловида"
В первые годы XIX века царицынский парк обогатился рядом архитектурных сооружений в стиле ампир. Большинство из них были построены по проектам или под надзором замечательного московского зодчего той эпохи Ивана Васильевича Еготова. Самым занимательным является павильон «Миловида». К нему можно подойти по боковому проспекту-аллее от Большой поляны или по «Утренней дорожке» от Фигурных ворот. Здание представляет собой элегантную сводчатую галерею с четырьмя сводчатыми маленькими угловыми помещениями. Изнутри галерея украшена шестнадцатью колоннами тосканского ордена вдоль стен, а свод расписан в технике «гризайль». Вся постройка первоначально декорирована скульптурами на античные теми и вазами. Пасторальное ( как любили в XVIII – XIX веках) название павильона указывает на действительно «милый вид», открывающийся из его галереи на Верхний Царицынский пруд. Павильон «Миловида» реконструирован в 2006 – 2007 годах. Декоративные росписи в его внутренней галерее восстановлены художницей Еленой Патлажановой, а скульптурное убранство – Александром Сусликовым. «Миловида» по-прежнему манит посетителей Царицына своим поэтическим обликом.
Фигурный мост.
Фигурный мост.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому